автор: Маленков С.К. из книги ЗАПИСКИ
СУМАСШЕДШЕГО Сборник полезных предложений проектов
гражданина СССР-РФ Маленкова С.К. из воспоминаний с детства до пенсии Рассказик 3, V-1.3
обновл. 27-01-2005 Мои Подземные Коридоры |
Выделенные разделы оглавления находятся на данной странице.
Дивясь фонтану моих предложений, отец
часто говорил, что мне надо учиться. Но где и как? В "ДетСадиках" ничему
особо не учили. Особенно – с моими запросами. "Кружки" в ДК
принимали детей только школьного возраста, и то не с первых классов. А в
школы принимали с 7 лет… Да кто же
взрослым сказал, что детям до 7 лет нужны только песочницы и мячики? Если у ребёнка
нет вопросов, если он растёт, как червяк, ест, какает, гуляет, - тревогу бить
родителям надо! Нельзя тормозить интерес к познанию жизни! Забегая вперёд, скажу, что кружки в школах мог вести
кто-то из рабочих-шефов, но чаще опять для старших, с походами в музеи, на
производство и на природу. Такое счастье мне выпало потом лишь пару раз аж в
4-м классе. В Ясную Поляну (усадьбу Льва Толстого) и в Тулу свозили, там
походили. Правила взрослых навевали на меня тоскливую безнадёжность… Играть в мяч, прыгалки, "салочки"
и "прятки"? Сколько? Гулять по двору
с десятком деревьев и полсотней сараев, забитых хламом и скотиной? Заставьте
взрослого на сотне квадратных метров двора провести несколько лет. И эту
"свободу" он сравнит с тюрьмой. Я не знал, что такое – тюрьма, но по
подобным рассказам понимал. Похоже. Вот почему дети часто плачут. Шести первых лет хватит и для развития гения, и для
доведения до безнадёжного отупения и безразличия. Большинство
взрослых настойчиво растят себе "притупленных" наследников. Да, в детстве
я ничего не знал о талантах и их детстве, я жил "как все" и был
похож на них, но я тяжело переживал принуждение к заторможенному поведению, к
ограничению
интересов и познаний. Учебников и энциклопедий
для саморазвития в раннем возрасте тогда не было. Первую энциклопедию,
подаренную школой "за хорошую учёбу", я храню до сих пор. Учителя
знали, что именно к ним я стремлюсь, а не к более бедным знаниями учебникам.
Но тогдашние энциклопедии тоже не соответствовали моей потребности выведения
на все ответы и науки. А ныне хоть и забиты полки "детской"
литературой, найдёте ли вы в них "энциклопедию про всё" для
"почемучек"?[1] Нет, не коротко
галопом обо всём, а ступенчато усложняемое описание всех видов техники и
отраслей знаний – соответственно возрасту и способностям? Я толкую учёным
и администратором о создании таких энциклопедий – с 60-х годов. Толкал к
этому МинВУЗ и МинКультуры, СовМин и Академии – в 70-80-е… Писал на бланках
Моссовета в 90-е… Да откуда же
глухота-то такая?… Вы уверены, что если найдёте детскую
книгу, - она даст возможность одинаково насытить любопытство и
ленивому, и очень любопытному?[2] Нет таких
пока. Образование - только до меры, придуманной взрослыми. Участие,
помощь, контроль взрослых – нужны. Но ни в одной профессии пока не дают высших
достижений отрасли, не ставят коэффициент отставания знаний и навыков
– от новейших достижений. А ведь ныне уже
и неоправданным
будет создавать бумажные энциклопедии по моей схеме. Они будут дОроги и
сильно отставать во времени. Они могут быть только Энциклопедией истории
развития наук и техники. А оперативно такие энциклопедии должны
издаваться на CD и DVD, в научно-библиотечных интернет-базах. Они должны
мгновенно отражать новые открытия и изобретения, новые характеристики
техники, заимствованные связи и т.п., мгновенно уточнять справочники,
делать страницы уточнений по периодам времени. О колесах, как
и о стакане, например, можно рассказать с разной степенью подробностей и
сложностей. Но в детской и в школьной библиотеке всё ограничено взрослыми,
а во взрослые библиотеки "недоросля" не пустят. Даже прочесть всё
про автобус, паровоз, да просто про утюг…[3] Серия
описаний разной сложности должна составлять "матрёшку" и
"дерево" от простейшей аннотации до профессионального курса[4]. И ход учащегося
по этому курсу не должен сдерживаться. В технологиях
современных электронных изданий это выглядело бы сериями гиперссылок на
переходы к более усложняющимся текстам и иллюстрациям, дополнительно - на
переходы к описаниям достижений разных лет[5]. Таким образом,
на мой взгляд, самые последние достижения с самыми научными описаниями
составляли бы вершину знаний (молодые побеги ветвей древа знаний). А знания
человека можно было бы (по моим предложениям) изобразить цепью гор: сочетанием
широты их пространства ("подножия" гор)[6] и высоты отдельных
областей познания[7], близость пика
знаний индивида – к пику знаний по выбранной им профессии. Можно
нарисовать отметинами (кольцами среза ствола, ветками и шишками) на ветвях
древа знаний. Перечень наук и стадий их изучения можно пронумеровать… Список
кусочков знаний, изученных индивидом[8] – будет очень
беден на фоне этого Перечня Знаний. И вовсе он не будет (не должен
быть) равным даже при одновременном получении аттестатов. Ну, тут надо
смотреть мои статьи по Образованию. Почти 50 лет я пропагандирую этот
подход к наукам. И похож я, наверное, на когда-то нелепого Циолковского
К.Э., рассказывавшего школярам Калуги (во времена монархической России) о
возможности полётов к Луне и звёздам. Ему повезло: он застал прижизненное
признание и подготовку к полётам развитием экспериментальной техники. Этому
помогла весьма кроваво прошедшая революция. Увижу ли я внедрение своих идей?
Ведь среди них – и моя идея прогресса без
конфликтов и революций. В детстве государство
я представлял в виде двух заборов. Один огораживал мелководный
"лягушатник" на берегу реки, чтоб не зайти глубже. Второй огораживал
лужайку, чтоб не взойти на холм, с которого всё далеко видно. Когда мы уходили семьёй на речку, то шли на вечно тёплый
"цирканал", отводивший тёплую воду с химкомбината в водохранилище.
К нему – несколько кварталов спуститься от дома. А к водохранилищу можно было
перебраться через него, а то - "махнуть за мост" на автобусе или
электричке, к "настоящей" воде. Отец всегда сажал меня на плечи,
отплывал на глубину и подныривал. Я поневоле оставался на поверхности один.
Потом плыл рядом со мной к берегу, слегка страхуя снизу ладошкой. Ни глубина,
ни расстояния при этих уроках не вызывали страха. Надо было научиться и это
делать по-взрослому, как папа. -
Учиться плавать, как и жить, надо по-настоящему, - говорил
он. В тазике плавать не научишься. Жизнь из окошка не познаешь. Как не старались родители меня уберечь и предостеречь, они
невольно звали меня личным примером с полянки – за "забор", в
"горы" и "долины" знаний. Этому помогало и почти
ежедневное чтение отцом вслух романтических книг. С ними получал я широчайший
круг информации. И на сказки меня уже не тянуло. В сентябре 1958 года, т.е. в неполные 7
лет, я был принят в школу, в которой не знали, как строить дороги и тоннели,
грозя этому обучать в каком-нибудь техникуме только после 8 лет учёбы у них в
школе. Где не будет даже "холмика" знаний во многих
интересующих меня направлениях. Будет ли
интересно в школе и что придётся изучить, я представлял смутно. На список
моих вопросов и проблем не отвечали ни математика, ни география, ни другие предметы.
Утверждение, что "обучат всему необходимому" – не выдерживало
критики, вызывало недоверие своей начальной лживостью. Но невозможность получить своевременно
ответы на интересующее и в день интереса (или недолго от него) – вызывало невесёлые
ожидания. Взрослые не понимали, что обещать 7-летнему дать
необходимые мне объяснения только через 8-10 лет – это катастрофа. Это
больше
уже прожитой жизни. Это – почти никогда. Это лишение смысла на ближайшие 10
лет.
Это – что-то вроде выращивание из аиста – хоккеиста. Хотя в Списке
Проблем аиста первой – поиск вкусных лягушек. И ничего – про коньки! Я хотел изучать новое
"наперегонки". Каждый день - познавая
столько, сколько можешь осознать. Но обучение по графику с расчётом на
успевание слабейших (принцип начальной и средней школы) – меня устраивало
только с условием оперативного получения знаний и на интересующие
вопросы.[9] Но и
"факультативов" в нынешнем понимании – не было в 50-х. Хуже того –
школа навязала мне долгое начальное "изучение" чтения и
письма, которые мне были уже известны. Поход в первый класс чуть не
обернулся войной[10], какой совсем
недавно ещё закончилось моё знакомство с
"детсадиком". И в последующие
годы я "с головой" уходил после обязательных школьных часов - в
"кружки" – во Дверец Культуры Химиков (до весны 1963 года[11]) и с 1963 - во
Дворец Пионеров. Там одному и тому же занятию могли вместе обучаться
разновозрастные дети. Там можно было учиться с любым самоускорением, догоняя
начавших учиться раньше, обгоняя сверстников и даже - старших. Там не бранили
отстающих, не ставили "двойки" и не выгоняли слабых. Там помогала и
вдохновляла сама обстановка занятий, дух сообщества. Кто не понял
прелести этих видов образования и не удосужился их сохранить в реформах
страны и общественных отношений – не понял в жизни ничего! Почему, например, в общем хозяйстве города кабели и трубы
разных служб нельзя провести в одном тоннеле, в одной траншее, с наибольшими
эксплуатационными удобствами, с общими усилиями к охране? |
К
продолжению - 2.6. Тротуар без асфальта и
грязи
Вернуться в начало к оглавлению
1954-2004,
к пятидесятилетию начала сборника Безумных идей ХХ века
от Маленкова С.К.
ã Фонд
гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2017
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление: 01-03-2017fog
[1] Я видел книги с такими названиями (обо всём), но это говорило о наглости претензий и обмане
потребителя, т.к. их толщина говорила, что обо всём в них написать не могли. Это не уместится в одной
квартире.
[2] Когда я был ещё студентом, я предлагал издавать книги по принципу матрёшки: первая часть – заголовки с
указаниями тома и страниц рассказа различной сложности и подробности. Таким образом - об
автомобиле, например, можно было бы рассказать для "детсадника", школьника разных уровней,
студента, продавца, специалиста сервиса или проектировщика.
[3] В школе я мечтал об уроках с ответами учителей на вопросы школьников. Сверх запрограммированного
учебниками. Потом это стало называться факультатив и кружок, запоздало лет на пять. Но появилось.
Полезно желать и подталкивать взрослых в полезном направлении.
[4] Хотя мой учитель физики в старших классах школы – Николай Козлов – спас меня от провала экзаменов в
ВУЗ, т.к. говорил, что физика не бывает для учёных, школьников и домохозяек. Она – Физика! Об этом
сказано в повести "Уникум, мечтавший о Безработице".
[5] Почти то же, но по календарному признаку. По типу археологического среза по времени раскопок.
[6] Школьные прграммы пытаются заложить такой начально-обязательный кругозор. А это мало для одних и
непосильно для других. Усреднение неэффективно для общества в целом. Но в дальнейшей жизни
государство напрочь теряет задачи непрерывного совершенствования своих граждан. В стране, где всё
решает большинство, такая масса со "средним" кругозором начинает подавлять "высунувшихся",
особенно в самом начале возвышения над ними. Принцип "быть как все" без приоритета на непрерывное
самосовершенствование – тормозит и разлагает общество.
[7] Большинство "специалистов" я бы сравнил со столбом или с кустом на холмике, а не с горными
вершинами познаний.
[8] В аттестатах должны стоять списки оцифрованных "частей познания" наук, профессиональных навыков.
[9] Этого в системе Образования не внедрили и сегодня, в ХХI веке! А все десять лет учёбы я время от
времени посылал "наверх" вопросы – не соизволят ли утвердить хоть 1 час в месяц "ответы на вопросы
учащихся", которые не ограничивались бы рамками школьной программы? Нет, не соизволили.
[10] Из семейных преданий я знал, что мама за один год окончила два класса начальной школы, потому что ей
просто повезло с учительницей. Та не говорила о графиках программы обучения, а вкладывала в
ученика столько, сколько он (с азартом!) мог впитать.
Трудные времена разрухи после гражданской войны требовали работы всех способных на это – и в семье, и
на заводах, и в поле. Девочки должны были прясть – по традиции, но и в поле приходилось, и со скотом
трудиться. Марусю забрали из школы – по семейной нужде, а потом не учили уже никогда. Всё, что она
знала сверх тех 2-х классов, - были "университеты жизни".
Мне не повезло на школу и большинство учителей. Шагать с опережением класса было запрещено.
Бросить такой класс – тоже.
Выбирать учителя – тоже. Мощный тормоз для потенциально более
успешной части общества. У власти над Образованием и Наукой – были не умнейшие.
[11] Пятый класс я закончил в школе № 12 г. Новомосковска-1 (Северного, построенного в 30-х годах), а 19
мая 1963 года прямо с парада в честь Дня Пионеров, проходившем в Новомосковске-II (Южном, более
молодом и в 12 км от прежнего), я пришёл уже на новую квартиру в д.26 по ул. Коммунистической, куда
переезжала семья в это утро.